Список пуст

Финифть: вчера и сегодня

Слово «финифть», как и сама ювелирная техника, давно прижилось в России. Сейчас нам кажется, что это искусство, наравне с хохломой или палехом, было одним из народных промыслов.

На самом деле «финифтис», или «огненное письмо» пришло к нам в 10 веке из Византии вместе с принятием христианства. Изначально вставки финифти писались только для икон и церковной утвари. Позднее к предметам церковного обихода добавились декоративные вещицы: шкатулки, панно, статуэтки и украшения.

Расцветом финифти считаются 16-17 века, когда техникой в совершенстве овладели мастера Ростова Великого. Тогда же зародились традиционные жанры финифти: цветочный орнамент, применяемый в ювелирных изделиях, пейзаж, который, как правило, украшал шкатулки или панно, архитектурный – изображение православных храмов России, сюжетный – сказочный или исторический, и, конечно, иконопись.

История финифти

Со временем умение мастеров достигло таких высот, что финифть стала цениться наравне с золотом и драгоценными камнями. Традиционно вставки финифти обрамлялись тончайшей серебряной сканью, которая иногда украшалась прозрачной витражной эмалью.

Как создаётся финифть

Технология нанесения финифти напоминает роспись фарфора. Узор пишется на тонкой (до 1, 5 мм) выпуклой пластине металла огнеупорными эмалевыми красками.

История финифти

Пластина вырезается вручную из цельного листа металла, затем методом холодной ковки ей придаётся нужная форма. Следующий этап – так называемое наведение белизны. Для этого размолотая стеклянная эмаль белого цвета просеивается над металлическими пластинами, которые потом отправляются в печь. Этот процесс повторяется трижды – пластина должна быть белой и безупречно гладкой. Белым покрывается и обратная сторона пластины, которая называется контрэмаль. И только после этого заготовка попадает в руки художников.

Финифть

Как правило, финифть наносится в три слоя.

Сначала художник намечает основные цвета. После обжига и просушки наносится второй слой – выявляются главные детали и светотени. На третьем этапе прорисовываются второстепенные детали, полутона, уточняется цветопередача. После нанесения каждого слоя вставка обжигается в муфельной печи при температуре 700-800 ˚С до тех пор, пока поверхность пластины не станет глянцевой.

Финифть

Сложность в том, что при обжиге краски меняют цвет. Только высококлассный специалист сможет проконтролировать процесс так, чтобы передать замысел художника и сохранить нужные оттенки.

Преимущество горячей эмали в том, что она не боится перепадов температур, солнечных лучей и влажности. Финифть навсегда сохраняет первозданный цвет и глянцевый блеск, легко очищается и выглядит, как новая.

Финифть

Готовая вставка финифти закрепляется в металлическую оправу с помощью небольших золотых крапанов только не с внешней, как камни, а с внутренней, вогнутой стороны вставки. Таким образом, получается нечто похожее на тыльную сторону рамки для фотографии.

Финифть

Финифть сегодня

SOKOLOV – один из немногих брендов, которые бережно хранят традиции ювелирного производства и дарят вторую жизнь старинным техникам, по-новому осмысляя знакомые каждому мотивы.

Вместо серебряных украшений с элементами скани в коллекции Romance финифть предстаёт в обрамлении золота, полудрагоценных и других камней. Ювелирные вставки подбираются по цвету и композиции, благодаря чему они не перебивают, а обрамляют финифть.

Талант и непревзойдённое мастерство ювелиров позволили по-новому обыграть старинную технику финифти и создать коллекцию, в которой каждое изделие – произведение искусства.